Прежде всего, отметим, что фильтрация воздуха должна производиться как в магистрали, где поток воздуха еще не разветвлен на отдельных потребителей (магистральная подготовка воздуха Рис.2), так и на месте потребления, т.е. после ответвления от магистрали перед подачей непосредственно в пневмосистему (местная подготовка воздуха Рис.3).
В соответствии с решаемыми задачами и условиями работы, конструкции фильтров для магистральной и местной подготовки воздуха существенно различаются. Так, к магистральным фильтрам предъявляются специальные требования:
1. Длительный срок службы в условиях высокой загрязненности воздуха. Воздух в магистрали обычно имеет высокую загрязненность частицами пыли, ржавчины и окалины, а также масляным и водяным конденсатом. Чтобы срок службы сменного фильтрующего элемента достигал года и даже двух лет, элемент имеет увеличенную фильтрующую поверхность (в 10 раз больше, чем у аналогичного фильтра для местной подготовки), а резервуар для конденсата – увеличенный объем (в 6 раз больше, чем у аналога). Кроме этого, в больших магистральных фильтрах (Рис.1) вход воздуха располагается в нижней части корпуса, что позволяет сразу отделить значительную часть конденсата, снизив нагрузку на фильтрующий элемент.
2. Способность эффективно отделять конденсат. Значительная часть конденсата содержится в виде очень мелких капель (менее 10 мкм), которые легко уносятся воздушным потоком и не отделяются от него при инерционной очистке, применяемой в фильтрах для местной подготовки. В магистральных фильтрах течение воздуха организовано так, что капли конденсата, образовавшиеся в результате коалесценции (слияния мелких капель в более крупные), стекают вниз, в резервуар, в то время как очищенный воздух уходит вверх, к выходу в магистраль. При этом отделяется около 90% масла и до 99% воды. Магистральные фильтры в базовом исполнении оборудуются устройством для автоматического отвода конденсата (Рис.2 поз.3).
3. Минимальные потери давления. Благодаря увеличенной поверхности фильтрующего элемента и отсутствию закручивания потока потери давления в магистральном фильтре примерно в 2 раза ниже, чем в аналогичном фильтре для местной подготовки. При этом магистральный фильтр обеспечивает более тонкую фильтрацию (3 мкм) в сравнении со своим «местным» аналогом, для которого этот показатель составляет 5 мкм.
Указанные конструктивные особенности объясняют более высокую цену магистральных фильтров.